Елена Гапова ([info]pigbig) wrote,
Был ли в белорусккой культуре декаданс? Или наши цветы зла - это Адам Глобус?

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    Your reply will be screened

  • 27 comments

[info]iten

November 2 2006, 06:32:00 UTC 5 years ago

Здравствуйте. Интересный вопрос. Может, вам кто и ответит. Я недавно спросил у знакомой-филолога (она преподаёт в педуниверситете): "Слушай, а были ли среди наших писателей "извращенцы", люди с "отклонениями" и тому подобное?". Она ответила : "нет". То есть, понимаете, у нас настолько всё скучно было. А по поводу декаданса осмелюсь предположить: может, он к нам пришёл только сейчас, когда нет такого давления официальной культуры, и когда само окружение располагает к деконструкции любых культурных символов и текстов? Бодлер, помнится мне , искал Красоту, используя не совсем стандартные образы разложения, смерти и зла. Я вот сейчас читаю живой журнал Глобуса и пытаюсь понять - это интересно или нет. Местами очень интересно.

[info]pigbig

November 2 2006, 12:44:48 UTC 5 years ago

У нас, я думаю, прежде всего не было развитого капитализма (как городской культуры).

[info]pigbig

November 2 2006, 12:52:52 UTC 5 years ago

Т.е. я хотела сказать, что в крестьянской культуре извращенцев "не бывает", а городской она стала становиться только сейчас.

[info]f_f

November 2 2006, 15:21:54 UTC 5 years ago

в крестьянской культуре извращенцев "не бывает"

Сразу почему-то вспомнилась препохабная сцена с собачкой из фильма "Легенда о Нараяме", если видели...

[info]pigbig

November 2 2006, 16:13:56 UTC 5 years ago

Видела.
Я имею в виду, что литература, которая осмысливает крестьянский идеал (почти весь белорусский 19-20й век), не будет "прославлять" извращения. Она же "чтоб людьми зваться". Поэтому "не бывает" написала в кавычках.

[info]f_f

November 6 2006, 02:48:39 UTC 5 years ago

Это я понял. Конечно.

[info]f_f

November 2 2006, 11:08:07 UTC 5 years ago

"Дайте мне другой глобус!"

[info]pigbig

November 2 2006, 13:08:04 UTC 5 years ago

Глобус Беларуси?

[info]f_f

November 2 2006, 15:18:35 UTC 5 years ago

Заслуженный Глобус Беларуси!

[info]pigbig

November 2 2006, 15:33:39 UTC 5 years ago

Но он - цветы зла? Как вам кажется?

[info]f_f

November 2 2006, 16:01:01 UTC 5 years ago

"Косит" под что-то подобное.
Мне он психологически неприятен: много понтов.

[info]pigbig

November 2 2006, 16:10:19 UTC 5 years ago

Согласна. Он "грешит" и смотрит, как у него при этом чуб лежит.

[info]f_f

5 years ago

[info]miram

November 2 2006, 16:37:57 UTC 5 years ago

Был, только у нас он совпал с ренессансом.

[info]pigbig

November 2 2006, 17:31:01 UTC 5 years ago

а потом все вообще закончилось?

[info]miram

November 2 2006, 17:39:30 UTC 5 years ago

Продолжается.

[info]guralyuk

November 5 2006, 13:50:56 UTC 5 years ago

Cогласен. Может быть, даже не просто совпал, а и подменял во многом.

[info]pigbig

November 5 2006, 16:51:30 UTC 5 years ago

Можно подробнее? Что-то не догоняю.

[info]guralyuk

November 5 2006, 20:15:09 UTC 5 years ago

miram скажет по-своему. А мне кажется, что бунт против совесткой власти, совка и даже России у детей бывших совпартработников, собиравшихся в отрочестве с заброшенном массонском доме, часто был бунтом эстетическим. Симпатия к Гениюш или Арсеньевой была вызовом прежде всего эстетике традиционного общества, ставшего индустриальным. Они и не искали себя в крестьянской культуре, как деятели 20-х годов или белорусские советские "писатели". И не хотели жить ответственностью и гумманизмом тех, кто создали традицию "Николi не забудзем" и Хатыни. Им хотелось права на депрессию и жизнь для себя, без мыслей о будущем, об окружающих и о прошлом. Хотелось права на интригу в общении и эсететичность мировоззрения вместо философских констант и поисков. Они потом назвали это подвернувщимся, предложенным точнее из-вне словом "либерализм". Но на самом деле к либерализму они имеют небольшое отношение. Это скорее именно декаданс, эстетика асоциальности и депрессии. Я бы раскол БНФ видел в т.ч. и в этом ключе: продолжатели традиции коллаборации, как бы БЦРовцы и "Талака", а точнее - молодые эстетствующие декаденты. "Декаденты" слишком рано были вовлечены в политику, они не успели отформирвоать свой стиль и познать себя через стиль, но мироощущение у них было по-моемуименно декадентским.

[info]pigbig

November 5 2006, 21:58:23 UTC 5 years ago

А, так вы про "сейчас"? А я думала - про "тогда".

Декадентским? (про мироощущение). Возможно. Мне кажется - буржуазным. Или одно - грань другого?

[info]guralyuk

November 5 2006, 22:01:08 UTC 5 years ago

Нет, про тогда. Сейчас - другая эпоха. От тогда остались лишь производные. Я у себя немного поточил "формулировки", выложил.

[info]pigbig

5 years ago

[info]valjaryna

November 14 2006, 12:51:21 UTC 5 years ago

Глёбус - ня кветкі зла, бо ён найперш не самакат, як сп. Шарль.

http://valjaryna.livejournal.com/4157.html

:)

[info]pigbig

November 14 2006, 16:03:45 UTC 5 years ago

Самакат?

[info]valjaryna

November 14 2006, 18:51:06 UTC 5 years ago

Знакавы верш у творчасьці Бадлера мае назоў "L'HÉAUTONTIMOROUMÉNOS" (французска-бадлераўскі варыянт напісання:)). Перакладаецца з грэцкай (здаецца, са стараж.грэцкай) HEAUTONTIMOROUMENOS - той, хто сябе катуе. То бок САМАКАТ :).

[info]pigbig

November 14 2006, 19:09:43 UTC 5 years ago

Я гэтага не ведала.

Вырашыла, что самакат - гэта той, кто сябе рэжа (ад. англ. сut): ёсць такія людзі, якія сябе рэжуць і якіх псіхітры клічуць катэрамі.

[info]valjaryna

November 14 2006, 20:11:51 UTC 5 years ago

Хто ведае: мо Бадлер час ад часу цішком сябе і пакалупваў ножыкам, але гэты факт, здаецца, ня быў афіцыйна засьведчаны ў ягонай паэтаграфіі. :)

Асалода спазнання, што ж зробіш... :)
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…